Снятие гидросамолета с мели
Если аварийный гидросамолет стоит на мели, то задача спасения заключается либо в разборке гидросамолета на месте на части и транспортировании их в базу, либо в стаскивании гидросамолета с мели и его буксировке до крана, вызванного к месту аварии, но не могущего подойти к гидросамолету из-за мелководья. Необходимо помнить, что съемка гидросамолета с мели должна быть произведена как можно скорее, так как ухудшение погоды может повести за собою гибель гидросамолета.
Если гидросамолет мало или совсем не поврежден, то, заделав мелкие повреждения и по возможности разгрузив его (в случае необходимости — снять мотор), нужно попробовать стащить его с мели, пользуясь соответствующими пловучими средствами. Предварительно должен быть обследован район посадки гидро — ‘ самолета на мель и выбрано направление для стягивания его, наиболее благоприятное в смысле качества грунта, отсутствия камней и наличия достаточных глубин.
Гидросамолет с повреждениями плавающих частей предварительно исправляется указанными выше способами, а затем, если это нужно, разбирается и лишь после этого стягивается с мели. Для облегчения схода с мели рекомендуется во время стягивания раскачивание гидросамолета (продольное и поперечное), что во многих случаях дает хорошие результаты.
Буксирные концы для стягивания гидросамолета должны крепиться за наиболее прочные его части (реданный уступ, башмаки крепления подмоторной рамы или лонжеронов и т. п.). Число мест крепления должно быть таково, чтобы распределить действующие усилия на возможно большую площадь, уменьшив этим напряжения в местах закрепления тросов.
Перед началом стягивания рекомендуется заготовить некоторое количество бочек на тот случай, если заделки повреждений бортов или днища гидросамолета пострадают при стягивании и появится необходимость при помощи бочек поддержать гидросамолет на плаву или выровнять его диферент.
Если аварийный гидросамолет выбросило на берег, то рекомендуется первым делом оттянуть его от воды, чтобы обеспечить от ударов прибоя и заноса песком, для чего в помощь людям можно нрименятьчгали или ворот, укрепляя их к кольям, вбитым в землю, а также доски и катки. Гидросамолет следует поставить на доски и затем катить по каткам. Бттащив гидросамолет, надлежит прочнб установить его на продольных досках, что значительно облегчит впоследствии спуск его на воду после ремонта.
После этого из баков гидросамолета, принимая все меры предосторожности, перекачивают бензин в бочки, откатывают их от места стоянки и выставляют охрану.
Если повреждения днища нейелийй и осмотр его можно произвести с внутренней части гидросамолета, то поднимать его не стоит и проще подкопать песок между продольными распертыми досками, чтобы работать у днища. [Если грунт не позволяет таким способом добраться до днища, то гидросамолет необходимо приподнять при помощи домкратов, подкладывая бруски или доски так, чтобы они не мешали при производстве работ.
Когда гидросамолет установлен в удобное для работ положение, его укрепляют,^тросами, ввязанными в колья или штопоры, чтобы обеспечить от перекидывания порывами ветра.
В дальнейшем в зависимости от состояния гидросамолета и расстояния, отделяющего место посадки гидросамолета от базы, решается вопрос об его полной разборке и транспортировании частей на базу или об исправлении повреждений на месте аварии и спуске его на воду.
Спуск гидросамолета на воду, если нет тележки, производится по временному спуску на катках. Для облегчения работы по спуску на воду тяжелого гидросамолета с успехом применяется буксировка с помощью наличных пловучих средств, а в случае невозможности их подхода к берегу заводятся якоря, и гидросамолет спускается на талях.
Стаскивание гидросамолета с помощью пловучих средств требует большой сноровки и осторожности. Не следует при этом прибегать к работе машин, а лучше стаскивать гидросамолет, тодбирая стравленную в достаточном количестве якорьцепь.
Перед спуском необходимо произвести обследование глубин и убедиться в отсутствии камней, соответственно отмечая вешками безопасный фарватер.